Врач-педиатр о развивающих игрушках для детей
С какого возраста ребенку нужны развивающие игрушки? Сколько игрушек нужно ребенку в 1, 2, 3 года? На что обращать внимание при выборе?
На самые популярные вопросы об игрушках для самых маленьких нам ответила Морозова Екатерина Вячеславовна, кандидат медицинских наук, член Союза педиатров России, врач-педиатр АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга).
С какого возраста ребенку нужны развивающие игрушки?
Примерно в 2-3 месяца у ребенка развивается хватательный рефлекс. Это значит, что пора покупать яркие погремушки для моторики рук. С 3 месяцев дети начинают различать цвета, и вы можете купить разноцветные мягкие книжки. В этом же возрасте становятся актуальными резиновые игрушки, например, фигурки животных, а с 4 месяцев - музыкальные игрушки.
В возрасте 6-9 месяцев ребенку будут интересны кубики, конструкторы с крупными деталями, складные конструкторы, неваляшки, юла. Не забывайте про прорезыватели зубов. Отдельная тема - это игрушки для ванной.
Деткам старше 9 месяцев можно покупать обучающие игрушки - сложные пирамидки, конструкторы, мозаику, детский транспорт, игрушки для сюжетно-ролевых игр (например, набор доктора или повара).
Интерактивные игрушки лучше начинать использовать с 12 месяцев.
Cколько игрушек нужно ребенку?
Есть так называемое правило 5 игрушек. Детское восприятие устроено таким образом, что для сохранения внимания в видимости ребенка не должно быть более 5 предметов одновременно.
На что обращать внимание при выборе игрушки, кроме указанного на упаковке возраста?
Материал
Игрушки должны быть из безопасных материалов. Детям до 3 лет не рекомендуется приобретать игрушки из натурального меха, древесной коры и кожи. Мягкие игрушки линяют и являются местом скопления бактерий.
Форма
Игрушки должны быть без острых выступающих частей и острых углов. Цвет Игрушка должна быть естественного цвета. Избегайте ядовитых оттенков (они содержат токсичные красители).
Запах
Неприятный запах игрушки говорит о токсичности материала.
Кроме того, обращайте внимание на реалистичность игрушки. Звуки, которые она издает, не должны пугать ребенка и раздражать родителей. Для грудничков важен вес - не более 100 граммов. Во избежание подделок покупайте игрушки в специализированном магазине.
Развивают ли игрушки сами по себе или к каждой игрушке нужно добавить участие мамы и папы?
Hазвиваться ребенок должен и вместе с родителями, и играя самостоятельно, и играя со своими сверстниками. Сами по себе игрушки тоже развивают.
Например, любопытство и находчивость развиваются, когда ребенку нужно придумывать и создавать свою игру. Настойчивость и усидчивость формируются, когда попадается сложная игрушка, с которой нужно разобраться самому. Игра вместе с родителями укрепляет семейные ценности, вносит спокойствие, сближает родителей и детей.
Какие развивающие игрушки нужны ребенку в 1 год? В 2 года? В 3 года?
1 год
Мяч, пирамидка, кубики, пластиковые строительные конструкторы, развивающие пособия и карточки, сенсорные коробки, геометрические пирамидки, пазлы, машина-каталка, кукла (можно с коляской), фигурки животных, музыкальные инструменты (барабан, маракасы, ксилофон, пианино), краски, пластилин, сюжетно-ролевые игры.
2 года
Те же игрушки, что в 1год, плюс сортеры, игровой домик, более сложные конструкторы, игрушки для творчества (мелки, фломастеры, маркеры, краски и раскраски), интерактивные игрушки с буквами и цифрами, игровые столики, кухни с посудой, игрушечные инструменты, наборы для сюжетно-ролевых игр (доктор, парикмахер), детская железная дорога.
3 года
Обучающие книги, более сложные куклы, фигурки мультипликационных героев, машинки (пожарная, полицейская, скорая помощь, гараж, парковка), мягкие игрушки, настольные игры (лото, домино, карточки).
Какие игрушки лучше развивают моторику, какие – речь, какие – логическое мышление?
Для моторики: кубики, конструкторы, пластилин, игрушки-шнуровки, погремушки для самых маленьких, мозаика, спортивные игрушки.
Для развития речи: мячик (для игры в слоги), трубочка, звучащие предметы, игрушки на руку или пальчиковые, карточки для развития речи и памяти.
Логическое мышление: пирамидки, конструкторы, кубики, игры с образами (пожарный, врач), настольные игры.
Как долго ребенок удерживает внимание на развивающей игре?
В 1 год ребенок очень быстро отвлекается на любой новый звук или предмет. В 2 года ребенок может удерживать внимание на предмете в течение 15 минут.
Начиная с 2.5-3 лет ребенок способен наблюдать до 30 минут, он может сосредоточить свое внимание, увлечься процессом. В этом возрасте появляются зачатки произвольного внимания, когда ребенок может приложить волевое усилие для какого-либо рода деятельности.
Можно ли ругать ребенка, если он что-то выполняет неправильно?
Ребенок должен доверять родителям, поэтому ругать за неправильную игру или выполнение задания можно только в том случае, если это несет угрозу жизни или здоровью.
В остальных случаях это должно быть объяснение без повышения голоса.
Материал подготовлен при участии МОРОЗОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ ВЯЧЕСЛАВОВНЫ, кандидата медицинских наук, члена Союза педиатров России, врача-педиатра АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга). |